Муниципальная образовательная система, подведомственная МКУ Управление образования, в настоящее время состоит из 38 образовательных учреждений, имеющих статус юридического лица. Из них: 12 дошкольных образовательных учреждений, 3 учреждения дополнительного образования и 23 общеобразовательных школы (включая лицей) с сетью филиалов начального и основного общего образования и 18 дошкольными образовательными группами, созданными при 14 сельских школах.
Образовательное пространство района предоставляет возможности для получения образования на всех уровнях общего образования, обеспечивая создание современных условий и качественного образования подрастающего поколения. Для обеспечения доступного и качественного образования всех уровней общего образования на всей территории района создаются равные базовые условия. Все организационные и методические мероприятия последних лет были направлены на успешную реализацию ФГОС дошкольного, начального общего, основного общего образования, начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; создание в образовательных учреждениях современной материально-технической базы посредством: развития инфраструктуры, оснащения оборудованием, необходимым для реализации федеральных государственных образовательных стандартов; развитие информатизации системы образования и создания единого информационного образовательного пространства, повышение качества образования.
Значительное внимание уделяется дошкольному образованию и в связи с тем, что потребность в услугах дошкольного образования в полном объеме не удовлетворена. Система дошкольного образования не успевает за ростом рождаемости, желанием и возможностями родителей отдать ребенка в детский сад. И, хотя, поставленная Президентом Российской Федерации задача по обеспечению местами в дошкольных образовательных организациях детей, начиная с 3-х летнего возраста, в Бирском районе успешно выполнена, она остается не до конца решенной для детей в возрасте до 3-х лет. В электронной очереди зарегистрировано по состоянию на 1 августа 2019 г. 1036 детей. Все они возраста от 0 до 3 лет.
В настоящее время в Российской Федерации сложилась система оценки качества образования на федеральном уровне (ЕСОКО), включающая целый комплекс процедур оценки качества образования и государственной итоговой аттестации: Единый государственный экзамен, международные сравнительные исследования, Всероссийские проверочные работы, Национальное исследование качества образования и другие. Однако, ее функционирование невозможно без муниципальных и школьных систем оценки качества, так называемых «фундаментальных» основ. Основным показателем качества образования является результат учебной деятельности обучающихся и выпускников каждого уровня образования, в том числе по результатам независимой оценки в форме единого государственного экзамена (далее ЕГЭ) и основного государственного экзамена (далее ОГЭ).
Итоги государственной аттестации 2019 года свидетельствуют о хорошем потенциале выпускников муниципального района Бирский район. В 2018-2019 учебном году среднюю школу окончили 262 учащихся. Выпускники общеобразовательных учреждений муниципального района Бирский район показали высокие результаты в ЕГЭ по английскому языку (средний балл 75б., по РБ – 69,9б.), по русскому языку (средний балл – 68,7б., по РБ - 67,2б.), по химии (средний балл 65,9б., по РБ – 57,3б.), по биологии (средний балл-60б., по РБ-55,8б.), по математике профильный уровень (средний балл – 60, 8б., по РБ – 59,1б.). 53,4% выпускников текущего года получили отметку «5» за экзамен по математике базового уровня. 108 экзаменационных работ участников ЕГЭ оценены свыше 80 баллов. Один участник из МБОУ Лицей г.Бирска получил по 4 предметам суммарный 371 балл из 400 возможных. Выпускница МБОУ СОШ № 8 г.Бирска по химии набрала 100 баллов. 645 девятиклассников (99,7% от общего количества допущенных к проведению ГИА), успешно освоивших программы основного общего образования, получили аттестаты об основном общем образовании, из них с отличием 64. Показатель качества образования в целом также достаточно высок. Так, по русскому языку он составил 77,4% (в среднем по РБ-67,7%), по обществознанию – 64,4% (по РБ-55,9%), по химии-94,4% (по рб-87,2%), по английскому языку-100% (по РБ-86,1%), по биологии-72,3% (по РБ-67,9%), по географии-92% (по РБ-64,5%), по литературе-80 (по РБ-78,7%), по родному языку-100(по РБ-85,3%).
Одним из направлений развития, способствующих повышению доступности качественного образования для всех обучающихся, является повышение уровня информатизации и цифровизации системы образования. Введение федеральных государственных образовательных стандартов предполагает повышение интерактивности и индивидуализации обучения, которые достигаются путем применения в современном образовательном процессе электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Электронное образование – это не только необходимость, продиктованная временем, но и шаг на пути к совершенствованию системы предоставления образовательных услуг и получения знаний. Электронное образование открывает широкие возможности для всех участников образовательных отношений: педагогов, обучающихся, родителей. Данному вопросу в образовательных организациях муниципального района Бирский район придается большое значение. В целях реализации Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и повышения качества предоставляемых муниципальных услуг проведена определенная работа по регулированию отношений, возникающих в связи с оказанием муниципальных услуг в электронном виде. Это в первую очередь услуги: «Зачисление детей в общеобразовательные учреждения», «Предоставление информации о текущей успеваемости», «Ведение электронного дневника, электронного журнала успеваемости», которые предоставляются непосредственно общеобразовательными учреждениями по заявлениям физических лиц. Данные услуги включены в реестр муниципальных услуг муниципального района Бирский район Республики Башкортостан. Но в данном направлении имеется ряд серьезных вопросов, связанных, прежде всего, с недостаточностью оборудования, отвечающего требованиям времени, которые необходимо решать.
Школы района реализуют программы профильного обучения, как одну из форм развития индивидуальных способностей детей по отдельным предметам. Индивидуальный подход к обучению на старшей ступени осуществляется через элективные курсы, которые способствуют расширению и углублению знаний. Нашим старшеклассникам предлагаются элективные курсы по различным областям знаний: математике, русскому языку, экономике, истории, физике, химии и т.д. Предпрофильной подготовкой охвачены все учащиеся 9 классов, кроме того, в 7 классах организована внеурочная деятельность, направленная на профориентацию школьников. В общеобразовательных учреждениях города открыты 12 классов профильного обучения: физико-математический, физико-химический, информационно – математический, химико-биологический. 278 учащихся 10-11 классов города охвачены профильной подготовкой, что составляет 49,6%.
На сегодняшний день в Бирском районе систему дополнительного образования детей и подростков муниципального района Бирский район представляют 7 учреждений: 3 из них в системе общего образования (центр туризма, экологии и отдыха «Вояж», центр детского творчества «Радуга», спортшкола «Юность»). Общий охват обучающихся дополнительным образованием в системе образования составляет 95%. Центр «Вояж» бесспорный лидер Республики Башкортостан по спортивному туризму, экологии, организации летнего отдыха. Визитной карточкой ЦДТ «Радуга» стали образцовые коллективы: студия эстрадного и бального танца «Маски», ансамбль спортивного и эстрадного танца «Радуга, объединения «Спортивная аэробика», «Спортивное ориентирование», секция футбола. ДЮСШ «Юность» можно смело назвать «альма матер чемпионов». Приведем лишь один факт: в списках членов сборных команды РФ состоят 3 учащихся Лысенко Данил, Усманов Усман, Соколов Никита. Членами сборной команды РБ по легкой атлетике являются 15 человек.
Программа развития образования муниципального района Бирский район предусматривает как одну из задач – создание соответствующей развивающей, творческой среды, способствующей раскрытию и развитию природных возможностей каждого учащегося. В образовательных организациях района ведется работа по выявлению, поддержке, развитию и социализации одаренных детей. Традиционными формами в работе с талантливыми и одаренными детьми в районе стали предметные олимпиады, конкурсы, исследовательская и проектная деятельность. Образовательные организации города и района являются активными инициаторами и организаторами НПК, семинаров и т.д. Стоит отметить научно-практические конференции «Совенок», «Поиск», «Я помню, я горжусь!»; «Сады нашего детства» и множество других, олимпиады по истории авиации и воздухоплаванию им. А.Ф. Можайского, республиканскую предметную олимпиаду школьников на Кубок имени Ю.А. Гагарина, Всероссийскую олимпиаду школьников. Около 6 тысяч учащихся ежегодно принимают участие в различных дистанционных олимпиадах, интеллектуальных конкурсах всероссийского и международного уровня.
С целью развития творческого потенциала воспитанников и учащихся МКУ Управлением образования совместно с образовательными учреждениями проводятся: для дошкольников – конкурс «В гостях у Винни -пуха», для школьников - «Апрельские капели», которые стали традиционными и ежегодными.
На протяжении нескольких лет на нашей территории проводится зональный этап спортивно-образовательной игры «Защитники, вперед!». В 2018 году победители муниципального и республиканского этапов игры стали участниками всероссийского этапа в Москве.
Также на базе наших общеобразовательных учреждений проходят зональные соревнования по баскетболу в рамках проведения Спартакиады школьников РБ.
Ежегодно проводится «Бал выпускников», где проходит церемония чествования и вручения грамот, медалей, призов отличившимся 11-классникам, а также для всех выпускников предлагается концертная программа с участием звезд российского шоу-бизнеса.
Работа с одаренными детьми в образовательных учреждениях района ведется систематическая и планомерная.
Все вокруг стремительно меняется. Меняются люди, ценности, технологии обучения и воспитания. Но главным стратегическим ресурсом образования по-прежнему остаются педагоги. В системе образования нашего района работает около 938 педагогических работников, 99 % из них имеют высшее профессиональное образование. Одной из приоритетных задач для МКУ Управление образования стало создание муниципальной информационно-методической образовательной среды для обеспечения профессиональной готовности педагогических работников к реализации нового стандарта. В целях методической подготовки педагогов была продолжена реализация различных форм методической работы - профессиональные объединения, семинары, конкурсы. Районные семинары, проводимые в прошлом учебном году, явились площадкой для обсуждения актуальных проблем системы образования. Но сегодня особое значение приобретают непрерывное обучение и профессиональное совершенствование педагога. Следует отметить, что все педагоги района своевременно повышают свой уровень квалификации. Квалификационные категории имеют 66% работников. Из них: первую – 314 учителей (33%), высшую 351 (37%). За последние три года курсовую переподготовку прошли 811 человек (82%), за прошедший год- 517 (52%). В последние годы увеличивается процент прохождения курсовой подготовки в заочной форме (дистанционные курсы повышения квалификации). Массовое внедрение стандарта основного общего образования требует профессионального роста педагога независимо от преподаваемого учебного предмета, овладения новыми профессиональными компетенциями в области проектно-исследовательской деятельности обучающихся. И поэтому сегодня введено в научный оборот понятие «методическая компетентность педагога в реализации ФГОС общего образования», оценка её сформированности положена в основу профессионального стандарта педагога.
Сегодня наша система образования сталкивается с современными вызовами, обусловленными высокими темпами развития технологий. И решать их можно только системно.